Позолота сусальным золотом киота на мордан

золочение позолота рам декора в интерьере храма

В позолоте изделий были использованы:

  • Глянцевый лак АТК
  • Классический мордан
  • Сусальное золото Манетти 23,75 карата

  1. Грунтование полиуретановым грунтом. Грунтование под сусальное золото выполнено полиуретановым двухкомпонентным грунтом колерованным в бежевый цвет. Наносим первый слой пульверизатором пожирнее (почти до потёка), оставляем просохнуть.
  2. Тщательная шпатлёвка всех дефектов (тех, что очевидно не уйдут после шлифовки) водной шпатлёвкой по дереву, крупные дефекты шпатлюем двухкомпонентной шпатлёвкой по дереву, оставляем шпатлёвку просохнуть.
  3. Наиболее сложный и тяжелый этап грунтовки - тщательнейшая шлифовка грунта. Вышлифовать нужно максимально хорошо, в зависимости от качества поверхности используем зерно абразивного материала P240 или Р320.
  4. Наносим второй слой грунта (потолще наливая) пульверизатором. При необходимости дополнительных слоёв (зачастую нужен третий слой на резьбе) оставляем второй слой постоять на 10-20 минут (слой должен схватиться, но не высохнуть) и наносим третий слой. Такая техника нанесения следующего слоя грунта без просыхания и межслойной шлифовки низлежащего слоя называется "мокрый слой по мокрому". При необходимости допускается повторение процедуры (нанесение четвёртого и так далее слоя, но обычно три слоя достаточно). Необходимо приловчиться наносить грунт так, чтобы последний слой идеально обтягивал деталь без дефектов, потёков и шагрени (для этого необходимо подобрать качественный непотёчный грунт, набить руку до правильной техники нанесения, грунт желательно разбавлять как можно слабее, либо вообще не разбавлять для грунтования резьбы). Сушить последний слой желательно оставить на ночь.
  5. Шлифуем грунт максимально мелким абразивом (например, сбитый суперфайн или микрофайн фирмы 3М или аналоги) удаляя таким образом напыл/пепепыл и давая более хорошую адгезию последующим слоям.
  6. После грунтования полиуретановым грунтом, покрываем глянцевым лаком АТК на два слоя в технике "мокрый по мокрому". Для этого наносим почти полный слой (почти без шагрени, но не переусердствовать) лака пульверизатором, сушим первый слой лака примерно 13 мин (время зависит от толщины слоя, температуры и влажности) и по не до конца высохшему, но схватившемуся слою наносим второй уже полный слой (почти до потёка) лака. Второй слой лака нужно ложить идеально, без напыла и потёков, так как дефекты убирать наждачками и полировальной пастой будет очень сложно и трудоёмко. АТК оставляем сушить на 48 часов. Не матуем, если нужно убрать дефекты, то после шлифовки тщательно полировать пастами.
  7. Наносим мордан.  Мордан разбаленный примерно один к одному с живичным скипидаром нанести на деталь без пропусков и сразу стереть заранее приготовленным первым тампоном из хлопковой марли. Поверхность лака после первой марли должна быть слегка жирной (не нужно стирать насухо). Затем вторым марлевым тампоном (или ватой некоторые пользуются) начинаем натирать поверхность ("тереть мордан" или "натирать мордан"). Этап натирания второй марлей (или ватой) - один из самых сложных с технической стороны этапов золочения сусальным золотом. С одной стороны нужно, чтобы глянцевому лаку что под морданом вернулся блеск (только тогда позолота будет зеркалить), а с другой стороны нужно не перетереть мордан, чтобы золото приклеивалось, а не слетало. Для этого нужно не переворачивая второй марлевый тампон поступательными движениями вперёд-назад разогревать мордан силой трения (мордан при этом переходит из вязкого состояния в более податливое) и обработать таким образом всю поверхность под позолоту. При этом важно не переворачивать второй тампон, чтобы не тереть мордан сухим местом (та часть тампона, которой Вы трёте будет слегла смочена морданом). Но при этом к лаку что под морданом должна вернуться глянцевость. То, насколько сильно нужно стирать мордан зависит от таких обстоятельств как толщина используемого золота (чем толще золото, тем более относительно жирно нужно оставить мордан, если же золото очень тонкое, то мордан нужно стирать очень хорошо, после стирания будет практически не заметно, что он нанесён на глянцевую подложку).
  8. Сушка мордана. Существуют различные подходы просушки мордана. Начиная от 15 мин - 3 часов и заканчивая классическими 12 часами. Детали ускоренных подходов рассматриваться не будут, так как обычно они технически более сложны, а эффект нестабилен и много хуже, чем после просушки 12 часов. Итак сушим ориентировочно двенадцать часов. Ориентировочно - так как время сушки мордана зависит от толщины его слоя, влажности и температуры в помещении. Температура должна быть не менее 18 градусов цельсия, чего по нашему мнению недостаточно и нужно стремиться к температуре выше 23 градусов Цельсия. Влажность не должна быть выше средней. Если влажность будет высокой или температура низкой, то мордан не просохнет за двенадцать часов и золото утонет в нём (позолота станет мутной, возможно не сразу, а впоследствии). Смысл сушки мордана и выбора времени когда приступать к золочению заключается в том, чтобы поймать момент когда мордан переходит из жидкого состояния (когда вы проводите костяшкой пальца по поверхности и палец как бы тянется по лаку оставляя чуть заметный след) в состояние отлипа (когда вы проводите костяшкой пальца по поверхности то палец как бы скрипит по лаку, есть ощущение, что мордан прихватился и больше не тянется, возможно почувствуете еле ощутимую липучесть поверхности) 
  9. Золотим поверхность сусальным золотом с использование таких инструментов как подушка позолотчика, беличий лампензель, нож позолотчика, вазелин, чулок и мягкие кисти для полировки. Время пока можно будет клеить листы (пока мордан не пересох) определяется экспериментально и составляет 2-12 часов обычно, что опять же зависит от толщины слоя мордана, толщины золота, температуры и влажности в помещении.
  10. Полное высыхание мордана (позолота окрепнет, станет твёрдой и относительно устойчивой к истиранию - значит мордан высох) составляет в тёплых и сухих условиях примерно 21 день.

золочение золотой поталью рамы киота позолота иконы
золочение золотой поталью рамы киота позолота иконы
золочение позолота рам декора в интерьере храма
золочение позолота рам декора в интерьере храма
золочение золотой поталью рамы киота позолота иконы
золочение позолота рам декора в интерьере храма